Корзина 0

Дзен

Дзен это одно из ключевых понятий в буддизме, суть которого заключается в мистическом «созерцании» внутреннего и внешнего миров созерцающего, целью которого является достижение просветления.
Дзен  одновременно и то, чем человек является, его истинная суть, выражающаяся вовне, и то, что он делает, практика самодисциплины, через которую становится возможным познать радость существования. Это не система верований, которую нужно принять. В этой духовной практике отсутствуют догмы и доктрины. Дзен — это непосредственный опыт того, что иногда называют высшей реальностью или абсолютом, и вместе с тем его нельзя отделить от обыкновенного, относительного. Этот прямой опыт доступен каждому по праву рождения.

zen_meditation  будда_с_кошкой

Дзен-буддизм — это целенаправленная и последовательная духовная практика, через которую человек получает возможность осознать: его «я» и все другие люди — едины, условное и безусловное случаются одновременно, абсолютное и относительное — одно и то же. Из этого осознания рождаются естественное сочувствие и мудрость, миролюбивая и интуитивно правильная реакция на любые внешние обстоятельства. Дзен — это не феномен, буддисты даже не считают его религией. Когда Далай-лама отвечал на вопрос о том, что такое буддизм, он просто назвал своей религией доброту.

Дзен — это преобразующая практика, состоящая в дыхании с полным осознанием каждого мгновения. Эта простая, но удивительно глубокая духовная практика позволяет освободиться от оков прошлого и будущего, а также от запретов и барьеров, которые люди сами для себя возложили. Основная ошибка большинства обывателей состоит в том, что они считают эти искусственные ограничения сутью своей личности и неизменной индивидуальности.

Особенности учения Дзен

В дзен преобладает иррациональность, необъяснимость и отсутствие обсуждений основ учения. Великая истина Дзен живёт в каждом. Загляните внутрь и ищите её там, не прибегая к чьей-либо помощи.

Дзен это «пить чай, кушать рис, проводить свое время естественно, любоваться природой вокруг, смотреть на потолок, ощущать спокойствие и безмятежность»
Дзен является учением, с одной стороны отрицающим логику, с другой стороны не противопоставляющим себя ей. Учение отрицает всё множество вещей, но рассматривает это отрицание в качестве наивысшей формы утверждения. Дзен не связывает себя однозначно с отрицанием или утверждением, находясь за пределами логики и считая, что лишь духовный опыт может привести к постижению истины.  Дзэн действительно не учит, он указывает путь: „Иди туда“». Дзэн также считает, что различные буддийские термины (нирвана, скандхи) не имеют отношения к истине, и поэтому не рассматривает их. Медитация в дзен основана на концентрации на каком-либо объекте или мысли, при этом мысли так же считаются иллюзорными.
Четыре принципа дзен

-Особая передача вне Учения;

-Не опираться на слова и тексты;

-Прямое указание на сознание человека;

-Созерцая свою природу, становиться буддой

В дзен буддизме важна передача от учителя к ученику, этим обеспечивается непрерывность линии передачи. Дзен отказывается от любых текстов и обсуждений, считается, что истина не может быть выражена словами. Относясь к буддизму, дзен не использует термины и сутры буддизма. Принцип «прямого указания» (чжи-чжи) означает в дзэн выражение учения при помощи несимволических слов или действий, которые могут казаться странными или бессмысленными человеку, не знакомому с дзен. Чаньские наставники подчёркивали отсутствие какого-либо будды вне сознания, уничтожая буддийские изображения. Линь-цзи И-сюань также указывал монахам в своей известной фразе, что любые формы идолопоклонства и авторитарности мешают просветлению: «Встретил будду — убей будду. Встретил патриарха — убей патриарха». Дзен считается наиболее «практичной» школой буддизма, которая ставит практические действия на первое место, утверждая, что только через них можно приобрести духовный опыт. При этом дзэн не говорит об уходе от мира. Всё это сделало дзэн самым открытым видом буддизма с миллионами последователей, среди которых монахов не так много.

Практика созерцания, которая составляет основу школы дзэн, значительно упрощена по сравнению с древнейшими школами буддизма, рассматривающими созерцание в качестве дополнительного средства.
Кроме того существуют «Десять быков» — серия из десяти картинок с подписями в стихах и в прозе, которую создал китайский мастер Коань Шиюань. Данные картинки и пояснения к ним выражают десять этапов постижения бодхисаттвой просветления и совершенной мудрости. Также существует понятие сатори — внезапного пробуждения, просветления. Дзэн различает два вида сатори: малое сатори, открывающее истинную природу вещей только на короткое время, и большое сатори, являющееся синонимом просветления.

Кем вы себя считаете? Если основательно задуматься над этим вопросом, он превратится в коан — бессмысленную фразу, способствующую погружению в медитацию и звучащую как «кто я?». Вы обнаружите, что условные мнения и компульсивные черты, которые общество привыкло считать индивидуальностью, не имеют фиксированной субстанции. Практика «дзадзен» – медитация позволяет осознать недвусмысленную, яркую, скрытую от мирских глаз комплексную природу всей жизни. Через последовательный дзадзен человек способен освободиться от самонареченной индивидуальности и обрести истинного себя — открытое и уверенное существо, не стесненное никакими препятствиями, текущее со всем сущим в каждый отдельно взятый момент. Именно потому для всех людей абсолютно естественно заботиться об окружающей среде, начиная с собственных действий: недопущения растраты драгоценных ресурсов планеты, осознания, что каждое действие влечет последствия. Это осознание интуитивно распространяется и на весь окружающий мир. Дзен-буддисты стремятся жить с вниманием к каждому, целостностью, действительностью; они хотят освободить всех живых существ от страданий.

жизнь    будда_01

Четыре благородные истины

Отрекшись от мирской жизни и сев под дерево медитировать, Будда достиг просвещения. Он оформил учение дзен доступным языком в форме четырех принципов, или четырех благородных истин.

Первая истина: жизнь означает страдание До достижения 29 лет принц Сиддхартха оставался заточенным в четырех стенах отцовского замка. Впервые выйдя на улицу, он увидел четыре зрелища, оставившие глубокий след в его нежной и наивной душе. Это были новорожденный ребенок, старый калека, больной человек и мертвец. Принц, выросший в роскоши и не подозревавший о существовании смерти и горя за пределами дворца, был поражен увиденным. Во время медитации он осознал, что жизнь означает страдание, потому что люди несовершенны. Мир, населенный людьми, соответственно, также далек от идеала. Чтобы постигнуть дзен, это утверждение необходимо принять. Будда понял, что в течение всей жизни каждому человеку приходится пережить множество страданий — как физических, так и психологических — в форме старения, болезней, разлуки с любимыми, лишений, неприятных ситуаций и людей, горя и боли.

Все эти несчастья преследуют человека просто потому, что он подвержен желаниям. Если удается заполучить предмет вожделения, можно испытать радость или удовлетворение, однако эти эмоции очень скоротечны и быстро исчезают. Если же удовольствие длится чересчур долго, оно становится однообразным и рано или поздно надоедает. Три истины о желаниях

Вторая благородная истина: корнем страданий является привязанность. Чтобы избежать страданий, нужно осознать, что является их первопричиной. Как утверждал Будда, основная причина психоэмоциональных переживаний — это привязанность к желаниям обладать (тяга, жажда) и не обладать (неприятие, отвращение). Всем людям свойственно иметь желания. Так как невозможно удовлетворить их все, люди становятся раздраженными и злыми, тем самым лишь подтверждая свою подверженность страданиям.

Третья благородная истина: можно добиться окончания страданий. По утверждению Будды, окончания страданий можно достичь, если регулярно практиковать отсутствие привязанности к желаниям. Освобождение от мук очищает разум от тревог и беспокойства. На санскрите это состояние называется нирваной.

Четвертая благородная истина: надлежит пройти путь к окончанию страданий. Нирваны можно достичь, если вести сбалансированную жизнь. Для этого необходимо следовать Восьмеричному пути, представляющему собой постепенное самосовершенствование.

Дзен — это первый шаг на Восьмеричном пути.